19 апреля в рамках ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения-2017» прошло заседание секции «Финансовая грамотность населения как фактор развития экономики России», которая включила в себя работу 2-х сессий - «Финансовая грамотность: какие стереотипы и заблуждения надо преодолеть?» и «Роль высших учебных заведений в повышении финансовой грамотности студентов» - а также круглого стола «Финансовая грамотность: взаимосвязь образовательных программ среднего и высшего образования».
Участники сессий с большим интересом обсудили доклады зам.декана экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Трухачева С.А. «О результатах мониторинга законодательства и институциональной среды. Основные проблемы повышения финансовой грамотности студентов российских вузов», студентки Финансового университета при Правительстве РФ Яцкив Л.В. «Финансовая грамотность населения в условиях развития современной экономики России: необходимость и пути развития», старшего преподавателя кафедры финансов и кредита Студникова С.С. «От финансовой грамотности к финансовой способности: особенности компетенции», доцента Калининградского технического университета Евстафьева К.А. «Методические подходы к оценке эффективности программ финансовой грамотности населения», регионального координатора Федерального сетевого методического центра повышения квалификации преподавателей и развития программ повышения финансовой грамотности студентов, профессора Казанского (Приволжского) федерального университета Кундакчян Р.М. «Проблемы реализации компетентностного подхода в преподавании основ финансовой грамотности».
Повестка круглого стола был сформулирована в выступлении зам. декана экономического факультета, руководителя ФСМЦ повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов И.Г. Телешовой.
Участники круглого стола:
- подробно остановились на институциональных рамках финансовой грамотности в среднем и высшем образовании, которые заданы Национальной стратегией повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг., совместным планом деятельности Минобрнауки России и Банка России в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, Федеральными государственными образовательными стандартами, примерными образовательными программами, а также концепцией основных знаний и навыков по финансовой грамотности для взрослого населения (ОЭСР МСФО);
- вспомнили историю формирования экономической грамотности студентов – от ГОС первого поколения до проекта ФГОС ВО 3++, рассмотрели вопросы повышения финансовой грамотности населения в разных целевых аудиториях (школьники, студенты, взрослые); ход и результаты реализации проекта Минфина и Всемирного банка «Содействие повышению финансовой грамотности населения»,
- особое внимание уделили вопросу формирования универсальной компетенции; отдельно отметили, что в проектах ФГОС 3++ универсальная компетенция в области экономической культуры и финансовой грамотности образовательных программ подготовки бакалавров в явном виде отсутствует. Были рассмотрены разные варианты решения проблемы (обучение универсальной компетенции «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений», обучение в рамках компетенции «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций»; включение самостоятельной универсальной компетенции в области финансовой грамотности).
Экономический факультет МГУ как головной вуз по реализации проектов по финансовой грамотности разработал драфт универсальной компетенции в области финансовой грамотности и предложил его участникам круглого стола для неформального обсуждения. При рассмотрении содержания компетенции в области финансовой грамотности выпускников школ и вузов, а также программ учебных дисциплин выступавшие отметили проблемы с системностью, преемственностью и последовательностью в содержании образовательных программ среднего и высшего образования в области финансовой грамотности школьников и студентов.Как избыточные были оценены планируемые результаты обучения по дисциплине «Экономика», одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) Примерной образовательной программы. Заявленный уровень требований к выпускникам, по мнению всех участников обсуждения, не достижим и вступает в очевидное противоречие как с разумными возможностями и потребностями школьника, так и требованиями к выпускникам вузов даже по профильным («Экономика и управление») направлениям и специальностям.
Участники круглого стола были едины во мнении о необходимости создания на базе ЦБ площадки по экспертному обсуждению вопросов разработки рамки компетенций в области финансовой грамотности населения РФ, включении в Федеральные образовательные стандарты высшего образования специальной дисциплины, позволяющей обеспечить формирование компетенции в области финансовой грамотности студентов, корректировке разработанных примерных образовательных программ среднего образования в части содержания дисциплины «Экономика» .
Круглый стол «Финансовая грамотность: взаимосвязь образовательных программ среднего и высшего образования».