Единая рамка компетенций по финансовой грамотности и Универсальная компетенция
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых утверждена Министерством финансов России и Банком России на заседании Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы.
Документ является одним из ключевых методологических инструментов Стратегии повышения финансовой грамотности: он разъясняет, какие конкретные знания, навыки, личностные характеристики и установки приобретает человек, а также позволяет ответить на вопросы: какие темы относятся к финансовой грамотности, а какие – нет; кто такой финансово грамотный гражданин; на что должны быть направлены мероприятия по финансовой грамотности. Кроме того, рамка помогает тем, кто создает образовательный и просветительский контент для всех возрастов решать задачи вне зависимости от каналов коммуникаций, формата мероприятий, типов образовательных или просветительских продуктов.
В работе над рамкой компетенций участвовали все ведомства – участники Стратегии повышения финансовой грамотности; один из ключевых экспертов - авторов документа - ФСМЦ ЭФ МГУ. По сравнению с предыдущей версией документа рамка была адаптирована к существующим реалиям, в частности, появились два важных новых раздела: по кибербезопасности и инициативному бюджетированию.
Обновленный документ включает в себя четыре предметных области финансовой грамотности: деньги и операции с ними, планирование и управление финансами, риск и доходность, финансовая среда. Для каждой области выделены основные содержательные темы – несколько вариативных и две неизменных: финансовая безопасность и цифровая среда. Внутри каждой темы описаны конкретные образовательные результаты, формирующие компетенции по финансовой грамотности.
УК-9 "Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность»
В рамках выполнения мероприятий дорожной карты по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности населения Приказом Министерства науки и высшего образования № 1456 от 26.11.2020 (регистрационный № 63560 от 27.05.2021) «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» во все ФГОС ВО 3++ подготовки бакалавров и специалистов, утвержденные до 2020 г. внесена УК-9 "Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность» . Образовательные организации получили не только право, но и обязанность сформировать у выпускников образовательных программ подготовки по всем направлениям и специальностям УК в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности - "Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности".
Методические рекомендации по формированию универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности «Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности человека» для образовательных организаций высшего образования
Перечень планируемых результатов обучения, характеризующих этапы формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности
В целях обеспечения единого подхода к пониманию содержания универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности при разработке соответствующих Примерных основных образовательных программ Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России направил Федеральным учебно-методическим объединениям для использования в работе перечень планируемых результатов обучения, характеризующих этапы формирования данной универсальной компетенции, разработанный Федеральным сетевым методическим центром повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов при поддержке Министерства финансов РФ и Банка России.
Скачать перечень планируемых результатов. ФСМЦ приглашает преподавателей, административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал вузов пройти повышение квалификации по соответствующим программам.
ФСМЦ реализует программы повышения квалификации:
- «Разработка и реализация рабочих программ дисциплин/модулей для формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности» для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования
- «Модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности» для административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала организаций высшего образования
- «Разработка рабочих программ дисциплин, обеспечивающих развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста»
Программа «Разработка и реализация рабочих программ дисциплин/модулей для формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности»
Продолжительность обучения – 2 месяца, форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
В процессе обучения предусмотрено обязательное выполнение слушателями самостоятельных работ прикладного характера. Итоговой работой по программе является разработка рабочей программы дисциплины/модуля, формирующих универсальную компетенцию в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, с учетом специфики направления подготовки бакалавров/специалистов, организации образовательного процесса конкретного высшего учебного заведения, регионального уровня финансовой грамотности населения.
В результате освоения программы слушатель будет:
- знать актуальные нормативно-методические документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочих программ дисциплин (модулей) в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности студентов образовательных организаций высшего образования, на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса;
- понимать методологическую сущность следующих понятий: «компетенция», «результат обучения», «модуль», «зачетная единица», «преподавание», «обучение», «оценка качества освоения дисциплины (модуля)», «электронное обучение», «дистанционные технологии»;
- знать содержание основных тем по экономической культуре, в том числе финансовой грамотности, необходимые для формирования соответствующей компетенции;
- уметь использовать в процессе формирования компетенции активные формы обучения: решение задач, анализ кейсов, проведение деловых игр в аудитории и on-line обучении;
- уметь разрабатывать оценочные средства сформированности компетенции в целом и отдельных результатов обучения;
- готов осуществлять разработку и реализацию рабочих программ дисциплин/модулей в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности студентов, на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса.
Программа «Модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности»
Продолжительность обучения – 2 месяца, форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
В процессе обучения предусмотрено обязательное выполнение слушателями самостоятельных работ прикладного характера. Итоговой работой по программе является разработка модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, с учетом специфики направления подготовки бакалавров/специалистов, организации образовательного процесса конкретного высшего учебного заведения, регионального уровня финансовой грамотности населения.
В результате освоения программы слушатель будет:
- знать актуальные нормативно-методические документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочих программ дисциплин (модулей) в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности студентов образовательных организаций высшего образования, на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса;
- понимать методологическую сущность следующих понятий: «компетенция», «результат обучения», «модуль», «зачетная единица», «преподавание», «обучение», «оценка качества освоения дисциплины (модуля)», «электронное обучение», «дистанционные технологии»;
- понимать содержание универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, с точки зрения индикаторов и результатов обучения;
- понимать принципы разработки рабочих программ дисциплин/модулей, формирующих универсальную компетенцию, с учетом применяемых методик и технологий преподавания, обучения, оценивания;
- готов осуществлять разработку и реализацию модели формирования у студентов образовательных организаций высшего образования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса с учетом ресурсных ограничений;
Скачать программу «Модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности»
Программа «Разработка рабочих программ дисциплин, обеспечивающих развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста»
Продолжительность обучения – 2 месяца, форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
В процессе обучения предусмотрено обязательное выполнение слушателями самостоятельных работ прикладного характера. Итоговой работой по программе является разработка рабочей программы дисциплины/модуля/практики для развития компетенций у студентов по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста.
В результате освоения программы слушатель будет:
- понимать институциональную рамку формирования компетенций в области финансовой грамотности;
- понимать принципы разработки и реализации рабочих программ дисциплин (модулей) и практик для развития у студентов компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста;
- знать содержание основных тем по финансовой грамотности, необходимых для учащихся школьного возраста;
- знать существующие учебно-методические материалы по финансовой грамотности и реализованные практики в области преподавания финансовой грамотности;
- уметь разрабатывать или подбирать и адаптировать под свои задачи и использовать в учебном процессе активные формы обучения в аудитории и online;
- уметь разрабатывать или подбирать и адаптировать под свои задачи и использовать в учебном процессе оценочные средства сформированности результатов обучения.
Для записи на программы повышения квалификации ФСМЦ пройдите регистрацию: