В рамках конференции «PGConf.Russia 2020» состоялся круглый стол «Большие данные и искусственный интеллект на рынке финансовых услуг: возможности и опасности», на котором обсуждалист следующие вопросы:
- Ключевым конкурентным преимуществом систем, основанных на сборе больших данных и обработке их при помощи искусственного интеллекта, обычно считается возможность кастомизации продукта/ услуги под запросы конкретного потребителя. Но есть и менее приятные для потребителя аспекты: возможность предсказывать поведение потребителя и даже подталкивать его туда, куда хочет продавец (провайдер), а также ценовая дискриминация. Возможна ли кастомизация продуктов/услуг без негативных последствий? Есть ли исследования, посвященные внешним эффектам различных моделей организации высокотехнологичных рынков?
- Принятие людьми решений обычно связано с ошибками. Маловероятно, что системы искусственного интеллекта, созданные людьми, ошибаться не будут. Как выявлять и корректировать эти ошибки? Кто должен нести ответственность за погрешности в моделях и за результаты «неправильного машинного обучения»? Насколько публичны должны быть алгоритмы, и не породит ли открытость информации ускоренное распространение сложных мошенничеств? Есть ли примеры успешного исправления ошибок искусственного интеллекта?
- Обычно считается, что риски потребителя ограничивает либо просвещение, либо регулирование. Однако как объяснить потребителю то, что плохо понимают даже многие профессионалы, и как регулировать объекты, не имеющие четкого и единого определения (типа «больших данных» и «искусственного интеллекта»)? Создают ли новые технологии какие-то новые возможности для предотвращения угроз? Конкуренция в этой сфере ведет к росту рисков для потребителей или к их снижению? Есть ли какие-то «лучшие практики» по защите от опасностей?
- Как бороться с рисками несанкционированного использования больших данных? Как защитить приватность человека, помочь ему сохранить «непрозрачность» в той мере, в какой он этого хочет? Кто должен в идеале платить за развитие технологий – потребитель, инвестор или налогоплательщик?
С докладами выступили Вячеслав Крылов, руководитель экспертной группы Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации, Ольга Лаврентьева, эксперт ФСМЦ экономического факультета МГУ, сотрудник Лаборатории финансовой грамотности экономического факультета МГУ, Андрей Черток, начальник Центра исследования данных ПАО Сбербанк, Илья Лопатинский, директор Департамента поддержки розничного бизнеса СПАО Ингосстрах, Михаил Петров, директор по продукту и инновациям, VR_Bank, Александр Курдин, заместитель декана по науке экономического факультета МГУ
Модерировал дискуссию Сергей Трухачёв, заместитель декана по развитию экономического факультета МГУ.
Презентация О. Лаврентьевой "О биометрии и распозновании лиц"
Презентация М. Петрова "Большие данные и искусственный интеллект на рынке финансовых услуг:возможности и опасности"
Презентация А. Курдина "Защита конкуренции в условиях развития больших данных и искусственного интеллекта"
Презентация А. Чертока "Искусственный интеллект в финансовой сфере"