20 апреля в рамках секции «Финансовая грамотность в новых условиях» ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения - 2022» на тему «Наука и искусство экономической политики в кризисных условиях» состоялись сессии Ключевые изменения в подходах к повышению финансовой грамотности в вузах (модератор - Кокорев Р.А., к.э.н., зав. лабораторией ЭФ МГУ) и Универсальная и профессиональные компетенции в области финансовой грамотности ( модератор - Телешова И.Г., к.э.н., доц. ЭФ МГУ).
Цель работы секции:
- обсудить ключевые изменения в подходах к повышению финансовой грамотности в вузах в новых условиях,
- проанализировать формирование универсальной и профессиональных компетенций в области финансовой грамотности у студентов вузов;
- обсудить вопросы базовой терминологии и методики построения учебного курса по финансовой грамотности в российских вузах.
На заседании двух секций с докладами выступили:
- Шашкина М.Е., к.э.н., доц. ННГУ им. Н.И.Лобачевского, Институт экономики и предпринимательства, «Финансовая грамотность в условиях экономического кризиса»
- Рыжкова М.В., д.э.н., проф. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Институт экономики и менеджмента, «Факторы цифровой среды, модифицирующие деятельность финансовых пирамид»
- Толстель М.С., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Кокорев Р.А., к.э.н., зав. лабораторией ЭФ МГУ, Суркова И.Б., к.э.н., инж. ЭФ МГУ, Трухачев С.А., зав. лабораторией ЭФ МГУ, Трушина В.С., инж. ЭФ МГУ, «Проблематика искусственного интеллекта в образовательной компоненте по финансовой грамотности: возможности бесшовной интеграции»
- Гаврилова В.Е., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, «Денежное поведение домохозяйства в условиях восстановления финансовой безопасности»
- Лепешкина С.В., к.э.н., доц. Алтайский государственный университет, «Влияние дефицита экономических возможностей на инвестиционное поведение домашних хозяйств»
- Шинкаренко Т.В., к.э.н., н.с. ЭФ МГУ, «Об антикризисных мерах налогового законодательства Российской Федерации»
- Пертая М.В., к.э.н., доц., РГПУ им. А.И.Герцена, ИЭиУ, Соловейкина М.П., к.э.н., доц., РГПУ им.А.И.Герцена, ИЭиУ, Журкина О.А., преп., РГПУ им.А.И.Герцена ИЭиУ, ДТ «Измайловский». «Экономическое образование как фундамент экономической культуры и способности ориентироваться в новой экономической реальности»
- Кудряшова Е.Н., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Лаврентьева О.Н., инж. ЭФ МГУ, Солодухина А.В., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Толстель М.С., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, «Европейский опыт оценки эффективности образовательных программ при обучении финансовой грамотности молодежи»
- Телешова И.Г., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Кокорев Р.А., к.э.н., зав. лабораторией ЭФ МГУ, Лаврентьева О.Н., инж. ЭФ МГУ, «Финансовая грамотность школьника: роль преподавателя педагогических вузов»
- Огородникова И.И., к.с.н., доц. Тюменский государственный университет, «Тренды в изучении финансовой грамотности студентов»
Участники секции обсудили ряд вопросов, имеющих научную и практическую значимость:
- Ключевые проблемы формирования финансово грамотного поведения населения в современных условиях.
- Факторы принятия финансово грамотных решений и тренды в изучении финансовой грамотности студентов.
- Формы и содержание универсальной и профессиональных компетенций по финансовой грамотности во ФГОС 3++ высшего образования, а также проблемы и перспективы их формирования у студентов бакалавриата и специалитета, в том числе педагогических направлений.
- Методическое обеспечение формирования универсальной компетенции по экономической̆ культуре, в том числе финансовой грамотности.
На заседании секции сформулированы рекомендации по:
- разработке методических материалов по формированию и оценке универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности;
- оценке результативности обучающих программ по финансовой грамотности для студентов вузов;
- формированию универсальной и профессиональных компетенций по финансовой грамотности у студентов.
К публикации в сборнике лучших докладов ЛЧ-2022 рекомендованы:
- Толстель М.С., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Кокорев Р.А., к.э.н., зав. лабораторией ЭФ МГУ, Суркова И.Б., к.э.н., инж. ЭФ МГУ, Трухачев С.А., зав. лабораторией ЭФ МГУ, Трушина В.С., инж. ЭФ МГУ, «Проблематика искусственного интеллекта в образовательной компоненте по финансовой грамотности: возможности бесшовной интеграции»
- Лепешкина С.В., к.э.н., доц. Алтайский государственный университет, «Влияние дефицита экономических возможностей на инвестиционное поведение домашних хозяйств»
- Пертая М.В., к.э.н., доц., РГПУ им. А.И.Герцена, ИЭиУ, Соловейкина М.П., к.э.н., доц., РГПУ им.А.И.Герцена, ИЭиУ, Журкина О.А., преп., РГПУ им.А.И.Герцена ИЭиУ, ДТ «Измайловский». «Экономическое образование как фундамент экономической культуры и способности ориентироваться в новой экономической реальности»
- Кудряшова Е.Н., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Лаврентьева О.Н., инж. ЭФ МГУ, Солодухина А.В., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Толстель М.С., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, «Европейский опыт оценки эффективности образовательных программ при обучении финансовой грамотности молодежи»
- Телешова И.Г., к.э.н., доц. ЭФ МГУ, Кокорев Р.А., к.э.н., зав. лабораторией ЭФ МГУ, Лаврентьева О.Н., инж. ЭФ МГУ, «Финансовая грамотность школьника: роль преподавателя педагогических вузов»