Заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Р.А. Кокорев выступил с докладом по теме «Актуальные и сложные вопросы содержания финансовой грамотности. Цифровизация финансовых услуг: возможности и риски для потребителей» на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам обмена опытом и выявления лучших практик содействия формированию ответственного финансового поведения граждан с использованием потенциала органов и организаций социального обслуживания, социальной защиты населения, МФЦ, территориальных органов Пенсионного фонда России, проходившей в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Выступление Ростислава Кокорева было посвящено актуальным проблемам потребителей, связанным с «цифровизацией» финансовых услуг и развитием онлайн-торговли, тезисно:
- «цифровизация»-сквозной аспект во всех темах, рассматриваемых в рамках курсов по финансовой грамотности; в связи с пандемией потребитель потерял абсолютные доходы, а также возможности, которые украшали его жизнь раньше;
- компенсацией при этом стала возможность получить в онлайн все больше товаров и услуг.Активно развиваются онлайн-технологии на финансовом рынке, но это также означает развитие процесса удаленной идентификации и развитие биометрической идентификации, что может быть связано с рисками для потребителя;
- такие объективные факторы как асимметрия информации, ограниченная рациональность, доверительность благ и т.д., влекущие проблемы для потребителей при переходе в онлайн, трансформируются, но не исчезают.Упрощение заключения договоров в интернете приводит к тому, что потребитель оказывается менее защищен, не всегда понимая какой договор и с каким юридическим лицом он заключил;
- широко распространены такие варианты нарушений прав онлайн потребителей как поставка некачественных товаров и услуг при отказе от возврата денег, мисселинг, односторонне изменение условий обслуживания, взимание дополнительной платы, манипуляции с условиями программ лояльности и т.д.;
- «цифровизация» повседневной жизни связана с новыми вызовами для потребителей, в том числе, со сложностями защиты клиентом своих прав, ростом уязвимости персональных данных, ошибками при взаимодействии с искусственным интеллектом, дополнительными возможностями для ценовой дискриминация, новыми технологиями финансовых пирамид и т.д.;
- онлайн-кредитование связано с дополнительными рисками навязывания ненужных кредитов, сокрытия информации, а также займов, взятых от имени другого лица;
новые технологии влекут за собой новые проблемы для потребителей при онлайн-страховании, торговле на фондовом рынке, попадании в новые варианты организации финансовых пирамид; - основными рекомендациями, позволяющими снизить рискипотерь для онлайн-потребителей, являются, в том числе, работа только с проверенными контрагентами, внимательное изучение приобретаемых услуг и заключаемых договоров, меры по защите персональных данных и повышение финансовой грамотности.