Представители ФСМЦ приняли участие в круглом столе «Обсуждение содержательных элементов финансовой грамотности, предлагаемых Минфином России к внесению в ФГОС и Примерные программы общего образования», состоявшемся 14 сентября в НИУ ВШЭ.
В ходе мероприятия обсуждались концептуальные вопросы:
- Что необходимо изучать в курсе Экономики в школе на базовом и углубленном уровне (надо ли, например, преподавать школьникам основы менеджмента и маркетинга)?
Возможно ли смещение акцента на прикладные знания и умения, в частности, связанные с финансовой грамотностью? Идет ли речь о добавлении знаний и умений во ФГОС, или возможен отказ от каких-то позиций в пользу обучения финансовой культуре?
Эти вопросы становятся особенно актуальными ввиду того, что каждое изменение ФГОС, как правило, приводит к расширению программы каждого предмета, но это не сопровождается увеличением часов, выделяемых на изучение предмета в учебном плане. - Оправданы ли блоки финансовой грамотности во всех предметах, предложенных рабочей группой?
Так, Е.Н. Кудряшова выразила сомнение, что учителя литературы смогут компетентно объяснить особенности поведения литературных героев с точки зрения ответственного финансового поведения.
Ю. Калашнов рассказал собравшимся о том, что на данный момент 15 рабочих групп заняты написанием учебников, которые позволят учителям преподавать ряд школьных предметов с элементами финансовой грамотности (сам Ю. Калашнов руководит группой по созданию учебника по истории).
И.Г. Телешова предложила не дробить необоснованно получение знаний и умений в разных предметах, а разбирать поведение литературных героев или исторических персонажей как кейсы в рамках обществознания. Кроме того, И.Г Телешова высказала очень ценное замечание о том, что комплексный и системный подход, необходимый для внесения изменений во ФГОС для разных уровней общего образования, требует разработки рамки компетенций, а также карты компетенций, в которой было бы наглядно показано, изучение какого предмета позволяет получить соответствующие компетенции, является ли этот предмет обязательным (или элективным) на данной ступени образования. Лишь после этого можно вносить осмысленные правки во ФГОС.
На круглом столе обсуждались также конкретные предложения по внесению изменений в ПООП по отдельным предметам:
- было отмечено, что на данный момент в подготовленных поправках в ПООП по Экономике вопросы, относящиеся к финансовой грамотности, включены в раздел макроэкономики, в то время как они относятся преимущественно к индивидуальному выбору и должны изучаться в разделах микроэкономики;
- были высказаны замечания по ПООП по Праву, отмечена его перегруженность узкоспециализированными темами. Так, Р.А. Кокорев выразил сомнение, что среди разных видов договоров школьникам надо давать представлении о договоре с ПИФами. Помимо того, что это не самый распространенный финансовый инструмент, такие договора фактически не заключаются.
Ю.Калашнов отметил, что вопросы, предлагаемые к рассмотрению в ПООП по истории (например, влияние денежной реформы периода регентства Елены Глинской на финансовое поведение жителей) не имеют непосредственного отношения к финансовой грамотности, и предложил ограничится рассмотрением более общеизвестных идей, позволяющих сформировать основы финансовой культуры.
Бурным было обсуждение концепции финансовой безопасности как части предмета ОБЖ; помимо прочего, было высказано мнение, что на это не хватит часов, предусмотренных в учебном плане.