Мошенничество через фальшивые опросы
Мошенничество через фальшивые опросы
Эта информация будет полезна при рассмотрении темы «Защита прав потребителей» (глава 12 учебного пособия по финансовой грамотности). Материал интересен тем, что описывает очередной способ обмануть доверчивых граждан, а также иллюстрирует любопытную ситуацию, при которой не правоохранительные органы или потребители, а банки являются самыми активными сторонниками наказания мошенников. Также этот материал можно использовать в теме «Как мы принимаем финансовые решения» (глава 1 учебного пособия по финансовой грамотности) в качестве примера действия эффекта фрейминга (высокая цена) и эвристики аффекта (крупный банк – солидное предложение).
Лежащая в основе этого мошенничества схема не нова: потребителю предлагается поучаствовать в опросе за вознаграждение в размере нескольких тысяч рублей, но сначала просят перевести организаторам сравнительно небольшую сумму (100-300 рублей) на открытие счета. После получения от потребителя денег мошенники исчезают. Однако в 2018 и в первой половине 2019 года эта схема стала массовой, поскольку объявления о таких опросах за вознаграждения стали публиковаться в качестве платной рекламы в поисковой системе Google от имени крупных российских компаний и банков (в том числе и крупнейших банков страны).
Самый эффективный способ борьбы с таким видом мошенничества – просто не допускать публикации подобных объявлений (сложность в том, что содержание объявления меняется на мошенническое уже после формального одобрения содержания администрацией поисковой системы). Этого удалось добиться поисковой системе Yandex, однако поисковая система Google подобную защиту установить не смогла или не захотела. Так, в мае 2019 года платные объявления по запросу «опросы за вознаграждение» в Yandex предлагали зарабатывать по 30-50 рублей за один опрос, а платные объявления в Google обещали 130 000 и даже 250 000 рублей. Разница в суммах красноречива сама по себе: один и тот же продукт вряд ли будет предлагаться по столь разной цене. Однако всегда есть люди, настолько доверчивые, что обращают внимание не на то, насколько предлагаемые цены выше обычных, а на цену как таковую. При этом мнимый факт того, что опрос проводится от имени крупного банка, служит как бы гарантией достоверности обещаний.
Понимая силу этого эффекта и то, что он рано или поздно начнет «играть» в обратную сторону (раз от имени банка публикуются объявления мошенников, значит, банк тоже плох), крупные российские банки борются за свою репутацию сами. Они отслеживают сомнительные объявления от своего имени и направляют запросы на разделегирование подобных сайтов (или удаление соответствующих фишинговых страниц).