В России вступила в силу Монреальская конвенция
В России вступила в силу Монреальская конвенция
https://www.gazeta.ru/business/2017/08/21/10845128.shtml
Эта информация может быть использована при обсуждении темы «Защита прав потребителей» (глава 12 учебного пособия по финансовой грамотности) при обсуждения вопроса компенсаций при авиаперевозках. Материал интересен тем, что даёт представление об основных отличиях компенсаций по Монреальской и Варшавской конвенциям.
С 21 августа 2017 года в России вступила в силу Монреальская конвенция авиаперевозок в отношении международных рейсов. В отношении внутренних рейсов продолжает действовать Воздушный кодекс РФ, основанный на Варшавской конвенции.
Что за конвенции и зачем они нужны?
Варшавская конвенция была принята в 1929 году для стандартизации правил международных авиаперевозок. Этот документ регулирует ответственность и взаимоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны, и пассажирами, а также грузоотправителями – с другой. СССР присоединился к Конвенции в 1934 году.
На протяжении 20 века в Конвенцию вносились изменения и дополнения, а в 1999 году была принята Монреальская конвенция. Она представляет собой пересмотренный вариант всех документов Варшавской системы, сформулированный в одном международном договоре, с учетом изменений, связанных с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации. В частности, Монреальская конвенция предусматривает возможность электронного документооборота для осуществления грузовых перевозок, что приводит к значительной экономии за счёт снижения издержек перевозчика.
А что изменилось для пассажиров?
Одно из главных отличий Конвенций состоит в различных размерах компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью, за утрату багажа, за задержку рейса и др. Согласно Монреальской конвенции, размер компенсации измеряется в специальных правах заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда. Их курс формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, иены, юаня и фунта стерлингов и меняется ежедневно исходя из итогов биржевых торгов. На 1 февраля 2018 года курс СПЗ к рублю составлял 81,76 руб.
В таблице представлены размеры основных видов компенсаций по Монреальской конвенции и по Воздушному кодексу РФ, основанному на Варшавской конвенции и действующему в отношении внутренних рейсов.
Вид компенсации | Размер возмещения по Воздушному кодексу РФ | Размер возмещения по Монреальской конвенции |
за причинение вреда жизни и здоровью | не более 2 млн руб. | не более 100 тыс. СПЗ (~ 8 млн руб.) |
за утрату багажа |
| не более 1000 СПЗ (~ 80 тыс руб.) |
за задержку рейса | 25% МРОТ (2 372 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета | до 4 150 СПЗ (~ 339 тыс руб.) |
Кроме того, авиапассажиры получат возможность предъявлять иск к перевозчику по своему месту жительства. Раньше это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, что значительно увеличивало судебные издержки для потребителей.
Значит, теперь можно неплохо заработать на компенсациях?
Не совсем. Указанные в таблице суммы – это верхние пределы выплат, но не тарифы.
Более того, обычно страны, принимая Монреальскую конвенцию, вводят специальные регламенты, которые существенно снижают максимальные суммы компенсаций. Например, в Евросоюзе введён регламент ЕС 261/2004, согласно которому, если рейс задержан более чем на 3 часа, то компенсация за полет дальностью до 1500 км составит 250 евро, до 3000 км – 400 евро и свыше 3000 км – 600 евро. Эти суммы значительно меньше лимита в 340 тысяч рублей. В России также может быть разработан и принят подобный регламент.
Далее, чтобы получить хоть какое-то возмещение за задержку рейса, нужно будет еще доказать, что ущерб действительно нанесён, и обосновать его размер. Например, из-за задержки рейса сорвалась сделка на 1 миллион евро, вас уволили с работы и т.д. Если рейс задержан по независящим от авиаперевозчика обстоятельствам (погода нелетная, забастовка, теракт и т.д.), то предъявлять претензии бесполезно – это форс-мажор, за который компания ответственности не несет.
«Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.» – Монреальская конвенция, статья 19.
Что касается утерянного багажа, то опять-таки нужно обосновать размер убытка. Как доказывать, что у вас в пропавшем (или выпотрошенном) чемодане были вещи стоимостью на 50 тысяч рублей? Например, можно сохранять чеки, чтобы подтвердить стоимость пропавших вещей. Следующая проблема – подтвердить, что эти вещи действительно находились в чемодане.
Решение о сумме компенсации будет принимать суд, поэтому, если человек рассчитывает на приличную сумму, ему придётся хорошо постараться и предоставить всевозможные доказательства: чеки, фото, свидетельские показания и т.д.
Монреальская конвенция теперь действует для всех международных рейсов?
Монреальская конвенция действует не просто в отношении международных рейсов, а
в отношении рейсов из одной страны-участницы Конвенции в другую страну-участницу или
в отношении рейсов, где начальным и конечным пунктом является одна и та же страна-участница Конвенции с остановкой на территории любого другого государств.
На данный момент к Конвенции присоединились уже 119 стран, но среди них нет любимого туристами Таиланда или Вьетнама, а также дружественных Беларуси и Таджикистана. Поэтому рейсы Москва-Минск и Минск-Москва-Минск под действие Монреальской конвенции не попадают, в отличие от рейса Москва-Минск-Москва. Список стран-участниц можно посмотреть здесь.
Важно:
С присоединением к Монреальской конвенции максимальные размеры компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью, утрате багажа и задержку рейса действительно сильно увеличились;
Для того, чтобы получить сумму компенсации, нужно предоставить веские доказательства того, что ущерб был причинён, и обосновать его размер;
Монреальская конвенция действует только в отношении тех рейсов, начальным и конечным пунктом которых являются страны-участницы Конвенции.