Инвестиционные платформы получают законодательное регулирование
Инвестиционные платформы получают законодательное регулирование
https://www.rbc.ru/crypto/news/5d4d35cf9a7947fba76946b6
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/
Эта информация может быть использована при изучении темы «Сбережения» (глава 6 учебного пособия по финансовой грамотности).
Развитие интернета приводит к появлению различных электронных площадок, на которых люди и организации, желающие привлечь деньги, в том числе в различные инновационные проекты («стартапы»), могут взаимодействовать с людьми и организациями, которые хотят свои деньги вложить. В России до последнего времени деятельность таких площадок никак не регулировалась, но с 1 января 2020 года ситуация изменится: вступит в силу Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ.
Как это работает
Этот закон разрешает создавать в сети Интернет так называемые «инвестиционные платформы», то есть информационные системы, используемые для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств), Доступ к заключению таких договоров предоставляет желающим оператор инвестиционной платформы – юридическое лицо в форме ООО или АО, внесенное в соответствующий реестр Банком России, который будет регулировать их деятельность.
Оператор инвестиционной платформы заключает:
с одной стороны, договор об оказании услуг по привлечению инвестиций с потенциальным получателем денег (это должно быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель);
с другой стороны, договор об оказании услуг по содействию в инвестировании с потенциальным инвестором.
Далее инвесторы взаимодействуют с лицами, привлекающими капитал, по правилам инвестиционной платформы, и в случае, если инвестиционный проект кажется им перспективным и выгодным, заключают соответствующие договоры.
Деятельность операторов инвестиционных платформ будет регулировать Банк России (ст. 16). Банку России потребуется время для принятия дополнительных подзаконных актов.
Cпособы инвестирования в рамках инвестиционной платформы
Статья 5 закона устанавливает следующие возможные способы инвестирования:
предоставление займа (инвестор получит процентный доход при возврате должником денег);
приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы (инвестор будет участвовать в прибыли компании-эмитента, купив ее акции, или получать купонный доход по облигациям);
приобретение утилитарных цифровых прав (инвестор приобретает право получения «продукта» проекта, в который вкладываются деньги, – вещей, работ, услуг, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности).
Утилитарные цифровые права, видимо, задуманы как российский аналог так называемых «токенов» – электронных учетных записей, которые не являются криптовалютами и дают своим владельцам различные права требования по отношению к тому лицу, которое выпустило токены (в том числе право получить в будущем определенное количество криптовалюты). Это очень популярный в последние годы инструмент привлечения капиталов, удобный и дешевый для начинающих предпринимателей благодаря достаточно слабому регулированию. Размещение токенов обычно именуют ICO («initial coin offering»). Оборотной стороной слабого регулирования является изрядное количество мошенничеств в этой сфере, когда инициатор проекта собирает инвестиции, а потом отказывается как от реализации проекта, так и от возврата средств.
При этом на международных рынках токенов активно используются криптовалюты, но в России они пока не легализованы, и об их использовании в законе № 259-ФЗ речь не идет. Дополнительным ограничением является то, что реализуемые в рамках инвестиционной платформы утилитарные цифровые права могут обращаться исключительно в пределах такой платформы.
Требования к участникам инвестиционной платформы
Инвестором на инвестиционной платформе может быть физическое, так и юридическое лицо, при этом физическое лицо на всех инвестиционных платформах может инвестировать не больше, чем 600 тыс. руб. в год (часть 1 статьи 7 закона № 259-ФЗ). Данное ограничение не применяется для инвесторов – индивидуальных предпринимателей, для квалифицированных инвесторов и для покупателей утилитарных прав у публичных акционерных обществ). Контроль за соблюдением указанного ограничения возложен на оператора инвестиционной платформы (часть 4 статьи 7 закона № 259-ФЗ) на основании заверений физического лица. Однако неясно, что будет происходить, если такое заявление окажется недостоверным, какие будут последствия и для кого из участников рынка.
Привлекать инвестиции через платформу может российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом в случае эмиссии ценных бумаг должны соблюдаться требования Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг». Ограничение на привлечение инвестиций составляет 1 млрд. рублей, но оно не распространяется на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем выпуска цифровых утилитарных прав (части 1-2 статьи 6 закона № 259-ФЗ). Вместе с тем в рамках создаваемых инвестиционных платформ будут действовать привычные для многих участников зарубежных краудфандинговых платформ правила, согласно которым в случае недостижения целевого объема финансирования все средства возвращаются инвесторам, и инвестиционные контракты не заключаются (часть 5 статьи 13 закона № 259-ФЗ).
А что, если получатель инвестиций не выполнит своих обязательств – не вернет долги или не сможет произвести тот интеллектуальный продукт, ради которого создавался его стартап? Отвечает ли оператор инвестиционной платформы по долгам таких лиц? Нет, как не отвечает и государство. Оператор несет ответственность только за убытки, которые он причинит своим клиентам вследствие раскрытия недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации о себе и о своей инвестиционной платформе, либо вследствие нарушения оператором правил инвестиционной платформы, либо несоответствия инвестиционной платформы техническим требованиям, которые установлены статьей 11 закона.
Что нового дает закон?
С точки зрения мировой практики закон не привносит явно выраженных новых элементов, продолжая сдержанную политику РФ в сфере криптовалют. Он ограничивается лишь требованиями к техническому обеспечению инвестиционных платформ, похожими на требования по использованию технологии распределенных реестров.
С точки зрения предоставления займов с использованием платформенных решений, в российской практике уже существуют похожие проекты (например, «Альфа-поток», «Penenza» и др.). Законом № 259-ФЗ введено дополнительное ограничение: теперь любой оператор платформы должен быть внесен в специальный реестр Центрального Банка (что может негативно отразиться на существующем рынке платформ). В остальном же рассматриваемый закон является значимым шагом в сфере развития краудфандинга, попыткой извлечь выгоду для российской экономики из существующих в мировой практике инструментов краудфандинга. В рамках рассматриваемого закона № 259-ФЗ предусмотрена значительная гибкость для организации таких платформ, возможность создавать операторам собственные правила функционирования платформ.
Таким образом, главным остается вопрос практической реализации закона: смогут ли создаваемые инвестиционные платформы реально привлечь российских инвесторов и предпринимателей в условиях отсутствия криптовалют и наличия различных ограничений (в том числе, антиотмывочного законодательства)? Ведь сегодня зарубежные платформы краудфандинга открыты для российской аудитории, да и российские предприниматели уже давно участвуют в похожих зарубежных платформах.