Ужесточения закона в отношении схем ухода от налогов
Ужесточения закона в отношении схем ухода от налогов
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707190014?index=3&rangeSize=1
Этот материал может быть использован при обсуждении темы «Доходы» (глава 3 учебного пособия по финансовой грамотности) как информация о новшествах в налогообложении предпринимателей.
В середине августа вступили в силу изменения в Налоговом Кодексе (Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), направленные на пресечение уклонения от налогов. Таким образом Россия реализует рекомендации ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития), изложенные в плане BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) по ограничению размытия базы налогообложения.
Теперь в статье 54.1 НК перечислены те действия налогоплательщиков, которые признаются недобросовестными и расцениваются как схема ухода от налогов. В этом случае Федеральная налоговая служба (ФНС) откажется признавать расходы и делать вычеты из налоговой базы. Ранее формального запрета на создание таких «схем» не существовало, незаконными их могли признать в судебном порядке в каждом отдельном случае.
Итак, теперь организация имеет право снизить налоговую базу или сумму налога, если соблюдены условия:
Не искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, о налоговой отчетности фирмы;
Целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога.
Обязательство по сделке (операции) исполнено стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
При этом основанием для отказа ФНС не могут быть проблемы контрагента по сделке – такие, как нарушение законодательства контрагентом или неустановленность подписавшего контракт лица.
Внесенные поправки не повлекут за собой больших изменений в правоприменении, поскольку еще с 2007 года, после постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пресечение «оптимизации налогов» и так было обычной налоговой практикой, теперь закрепленной на уровне закона.