Финансовое поведение поколения Z
Финансовое поведение поколения Z
http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41540/onfr_2019-21(project).pdf
https://www.rbc.ru/economics/06/06/2018/5b180ddd9a7947044b4ffaf9?from=main
http://fb.ru/article/210221/pokolenie-z-i-ego-mesto-v-istorii-teoriya-pokoleniy-pokoleniya-x-y-i-z
Эта информация может быть использована при обсуждении темы «Личный бюджет и финансовое планирование» (глава 4 учебного пособия по финансовой грамотности). Материал интересен как обзор изменений финансового поведения молодых людей, а также перспектив соответствующего изменения финансовых рынков.
Летом 2018 года Банк России опубликовал проект документа «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов», в котором, в частности, затронул особенности финансового поведения молодежи.
По мнению авторов, в краткосрочной перспективе (в ближайшие три года) критических перемен в предлагаемых продавцами финансовых услугах не требуется, однако при планировании с бОльшим горизонтом (3-6 лет) они понадобятся, поскольку так называемое «поколение Z» имеет существенные особенности в своем финансовом поведении.
Поколением Z называют людей, родившихся в 1995 году и позднее. Считается, что свои особенности они приобрели из-за мирового экономического кризиса и быстрого развития мобильных технологий. Характерными чертами поколения называют отрицание идеалов (постмодернизм), отрицание иерархии, ориентированность на себя, граничащая с эгоизмом, наглость. Представителям поколения Z также приписывают неспособность запоминать большие объемы информации, концентрироваться надолго. Они тщательно фильтруют информацию, и в первые несколько секунд оценивают, стоит ли «контент» внимания.
Это поколение проводит большое количество времени в интернете: все больше финансовых, да и бытовых операций можно осуществить online – оплатить счета ЖКХ, купить одежду и продукты, совершать банковские операции (подробнее об этом можно прочитать здесь). Люди требовательны к сервисам, ценят свое время.
Вкупе с желанием получить «услугу в один клик», ЦБ отметил у молодежи высокий уровень доверия к продавцу финансовых услуг, что открывает дорогу мошенникам. Также «невыгодной» особенностью поведения может оказаться так называемая «склонность к финансовым авантюрам». В качестве одной из мер решения этой проблемы ЦБ предлагает роботизированного помощника с искусственным интеллектом.
Такой новый феномен в сфере текущего потребления, как «уберизация», состоит в совместном пользовании предметами (каршеринг, аренда жилья и т.д.) Данная тенденция приводит к тому, что иметь в собственности предметы становится невыгодно, пользование становится важнее, чем владение. Это значит, что изменяется и сама стратегия накоплений. Хотя молодежь активно формирует накопления, но тратит их в основном на впечатления (например, на путешествия), не ориентируется на долгосрочную перспективу.
По мнению Банка России, это может поставить под сомнение современные представления о нормальном функционировании накопительной модели пенсионной системы, которая как раз основывается на долгосрочных накоплениях. Значит, с учетом нынешних когнитивных особенностей нужно пересмотреть подходы к пенсиям для того, чтобы обеспечить возможность достижения общественно значимых целей.
Какие меры предлагает Банк России:
Создание условий для вывода на рынок пенсионных планов, сертифицированных регулятором, с опцией автоматической регистрации;
Развитие консультативных элементов надзора;
Учет поведенческих нерациональностей при защите прав потребителей;
Повышение прозрачности ценообразования на финансовом рынке;
Создание дружественной среды для использования технологий;
Новые способы защиты потребителей от технологических рисков.