Финансоваяграмотность в вузах

Поиск
Войти
Меню
  • Олимпиада
  • Сервисы
    • Нормативные документы
    • Юридическая практика
    • Публикации
    • Финансовая статистика
  • Учебник Учебные материалы Цикл антивирусных лекций
  • Новости проекта
  • Дайджесты новостей
  • О центре
  • Дистанционное обучение
  • Универсальная компетенция
  • Партнеры

Финансовая грамотность в вузах Федеральный сетевой методический центр

Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Поиск
  • О центре
  • Партнеры
  • Учебник
  • Дайджесты
  • Дистанционное обучение
  • Олимпиада
  • Универсальная компетенция
Ваш аккаунт
Финансовая грамотность в вузах
  • Сервисы
    Сервисы
    • Нормативные документы
    • Юридическая практика
    • Публикации
    • Финансовая статистика
  • Учебные материалы
  • Новости проекта
  • Цикл антивирусных лекций
Поиск

Ветеринары-мошенники

Ветеринары-мошенники

https://journal.tinkoff.ru/vet-fraud/

https://www.banki.ru/wikibank/chardjbek/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Возвратный_платёж

https://legalforex.ru/chardzhbek-kak-oformit-chargeback-po-bankovskoj-karte.html

https://msablina.ru/chargeback/

Эта информация может быть использована при обсуждении темы «Расчеты и платежи» (глава 5 учебного пособия по финансовой грамотности) и «Защита прав потребителей» (глава 12 учебного пособия по финансовой грамотности). Материал описывает мошенническую схему ветклиник и действия при попадании в подобную ситуацию.

Переживающего за питомца хозяина легко обмануть, чем успешно пользуются мошенники.

Кейс

Гражданин решил сделать прививки своим трем кошкам и вызвал ветврачей на дом. Средняя рыночная цена за набор из двух прививок для одной кошки – 2000 рублей, то есть хозяин рассчитывал потратить около шести тысяч рублей. Нашел подходящую клинику, где заранее обсудил прейскурант с оператором по телефону. Приехавшие на вызов врачи заключили договор на оказание услуг, сделали кошкам прививки и ...выписали чек на 14 500 рублей. Хозяин оплатил вакцины, посчитав, что произошла ошибка и врачи не виноваты. Но поскольку разговор с оператором у него был записан, владелец кошек отправился разбираться в клинику.

Тут оказалось, что с юридической точки зрения эта ветеринарная клиника – коллектив индивидуальных предпринимателей (ИП): один ИП – для печатей и документов, другой – для выездных бригад, третий – для книги жалоб и предложений. Недовольный клиент написал и сфотографировал обращение в книге жалоб и предложений, а также написал претензию руководству клиники. Администратор приняла претензию и расписалась на ней, однако деньги клиника возвращать отказалась.

Тогда потребитель попытался вернуть деньги через банк, поскольку оплачивал ветеринарные услуги картой. Он написал в банк заявление на чарджбэк1, приложил фотографии чеков и договора и описал всю ситуацию. Через два месяца запрос был удовлетворен, и банк вернул деньги обратно на счет клиента.

Если бы пострадавший оплатил услуги мошенников наличными, помочь ему в лучшем случае мог бы только суд. Потребитель, помимо обращения в банк, подал жалобы в надзорные органы: ОБЭП, прокуратуру, Роспотребнадзор, следственный комитет. Только ОБЭП передал информацию в полицию. Через 4,5 месяцев клиника была закрыта. Повезло, что животные не пострадали.

Как это устроено

На Яндекс.картах вводят информацию про ветеринарную клинику по определенному адресу. Адрес – самый центр города или в шаговой доступности от вашего дома (хотя вы проходили мимо и никакой ветклиники там не видели). Указывают на сайте низкие цены и контактный телефон. Бывает, что на сайте вообще указан не адрес, а только телефон, а клиники как стационарного учреждения на самом деле нет, есть просто центр приема звонков. Оператор, отвечая на звонок, не называет точно организацию, в которую вы позвонили (ведь этот телефон указан на нескольких сайтах), а убеждает вызвать специалистов на дом (по разным причинам), даже если речь идет о сложной операции. Бригада действительно приезжает, но непонятно, что это за «врачи», и что они сделают с животными.

Что можно делать?

Во-первых, проверять информацию. Спрашивать знакомых, искать отзывы (не должны быть однотипными), заранее присматривать клиники неподалеку. Проверять клинику на картах в режиме панорамной съемки – есть ли там витрина или хотя бы вывеска. Проверять юрлицо в интернете. Смотреть, что на сайте клиники есть подробный прейскурант, фото и биографии врачей.

Во-вторых, приходить на прием очно, туда, где можно проверить лицензии (на фармакологическую деятельность с ветеринарными препаратами, т.к. сама ветеринарная деятельность в настоящее время не лицензируется) и прейскурант на месте. На дому можно провести осмотр животного, сделать прививки, остричь колтуны, взять анализ крови и мазки, даже сделать УЗИ. Однако на дому не делают операций, ничего, что требует анестезии. Выезд на дом стоит дороже приема в клинике. Усыпить животное на дому возможно, но требуется тщательная проверка клиники, иначе вы рискуете обречь питомца на мучительную смерть.

Если же вы вызвали врача из неизвестной клиники и попали в такое неудобное положение, то можно:

  • Оставить жалобы в книге жалоб (в данном случае это были жалоба на мошенничество с юрлицами, жалоба на мошенничество с выездными услугами, жалоба о неправильно заполненной и зарегистрированной книге жалоб и предложений). Сфотографировать жалобы.

  • Написать заявления во все надзорные инстанции (ОБЭП, прокуратуру, Роспотребнадзор, следственный комитет), в полицию.

  • Оплачивать картой, если это возможно. Тогда следует запросить у банка чарджбэк (однако нужно понимать, что для этого на руках должны быть документы: чеки, договоры).

Чарджбэк: что это?

Чарджбэк (charge back, или возвратный платеж) – процедура, когда пострадавший приобретатель товара или услуги обращается в банк и просит отменить совершенную транзакцию. Банк рассматривает обращение и может удовлетворить запрос, переведя деньги обратно со счета получателя. Это вопрос взаимоотношений банков и их обязательств перед платежными системами.

Чарджбэк возможен для карт Visa и MasterСard. Сходная система есть также у карт МИР. Существует минимальная сумма (около 25 долларов) и временное ограничение (максимальный срок подачи заявления в банк должен быть указан в договоре с банком; кроме того, для разных причин оспаривания также разные сроки). Обратиться в банк необходимо с письменным заявлением, в котором нужно указать реквизиты карты, сумму и дату транзакции, название организации, на счет которой был совершен платеж. Самое главное, нужно предоставить доказательства того, что транзакцию нужно отменить. Доказательствами могут быть чеки, договоры, емэйлы, смс-сообщения, фотографии и скриншоты. Чем больше доказательств, тем лучше. Дальше ваш банк отправляет претензию в банк-эквайер, проводится расследование и принимается решение. В случае отказа банк должен уведомить заявителя, давая тому возможность предоставить дополнительные доказательства.

Итак, шанс вернуть деньги, уплаченные мошеннической ветклинике, есть, но потребуется масса усилий, а исход непредсказуем. Кроме того, вы рискуете здоровьем и жизнью ваших питомцев. Поэтому лучше всего не допускать подобных ситуаций и не пользоваться услугами недобросовестных ветеринаров.

1 Процедура, когда в рамках защиты своих прав плательщик оспаривает транзакцию в банке; деньги списываются с получателя и возвращаются плательщику. Подробнее ниже в тексте.


Связанные документы

2016-2021 Экономический факультет
МГУ имени М.В.Ломоносова

Все права защищены.
Пользовательское соглашение Соглашение о конфиденциальности
Контакты:
Адрес: Ленинские Горы ул., 1, стр. 46, Москва, 119991
Телефон: +7 (495) 939-35-81
EMail: info@fingramota.econ.msu.ru
Проект в соцсетях:
FB VK Youtube