Краткие тезисы доклада ведущего научного сотрудника ЭФ МГУ, эксперта ФСМЦ Р.А. Кокорева «Финансовая грамотность для студентов и преподавание экономики в вузах» на дискусии "Повышение финансовой грамотности населения в России" :
-
Финансовая грамотность - для всех.
Финансовую грамотность надо повышать на всех стадиях жизненного цикла – это важно и для школьников, и для взрослых, но студенты, на наш взгляд, являются самой важной аудиторией. С одной стороны, они, как и школьники, еще способны учиться, с другой стороны – они вступают во взрослую жизнь и могут соотнести с собой те концепции финансовой грамотности, которые мы им рассказываем.
Особенно важно учить основам финансовой грамотности студентов неэкономических и нефинансовых специальностей, так как экономисты и финансисты хоть какие-то знания в этой сфере все же получают в рамках своей основной профессиональной подготовки. -
Финансовая грамотность – инструмент личной безопасности.
Мы предлагаем понимать финансовую грамотность широко, то есть включать в нее не только сведения о финансовых рынках и финансовых инструментах, но и разумное экономическое поведение в целом. Это умение вести личный бюджет, знание своих прав и обязанностей в экономической и финансовой сфере, способность защитить свои права как потребителя. В учебном курсе должны быть прежде всего вопросы финансовой и экономической безопасности, т.е. студенты должны знать базовые вещи и понимать, как не попасться в различные ловушки.
Задача помочь людям улучшить свое благосостояние при помощи инструментов финансового рынка и всяких финансовых хитростей – вторична. Более того, второй уровень без первого (без базовых знаний и без представлений о финансовой и экономической безопасности) может принести больше вреда, чем пользы. -
Как найти время на обучение?
Вузовские программы и так перегружены. Как найти в них время для нового предмета? Мы полагаем, что наилучшая возможность – это провести перезагрузку преподавания экономических дисциплин в неэкономических вузах. В большинстве случаев в рамках этих дисциплин студентам преподается чистая теория – сведения не про них самих и не про их жизнь, а про какие- то абстрактные фирмы, с которыми они не могут соотнести себя, про не менее абстрактное государство и т.п. Возможно и необходимо дополнить эти курсы темами и вопросами из жизни, которые имеют для студентов конкретное практического значение. А для этого, в свою очередь, надо поменять подход к т.н. универсальным компетенциям в рамках ФГОС ВО (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования). Наряду с умением работать в команде, говорить на иностранных языках и т.п., на наш взгляд, среди универсальных компетенций должна появиться «финансовая грамотность» (или, как вариант, « экономическая культура»), понимаемая как способность принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов. Только тогда вузы начнут модифицировать учебные программы экономических дисциплин и наряду с теоретическими конструкциями учить студентов еще и практически полезным вещам.
Важно подчеркнуть, что мы не предлагаем совсем отказаться от теоретических знаний по экономике, поскольку они имеют важное мировоззренческое значение. Надо искать оптимальный баланс теории и практики, не сводить экономику к набору разрозненных полезных для жизни сведений («лайфхаков», как говорят наши студенты). -
Электронный учебник.
Аудиозапись дискусии ( выступление Р.А. Кокорева- 55" - 1.05"):
Чтобы преподавание финансовой грамотности было более эффективным, нужны не только программы повышения квалификации преподавателей, но и учебные пособия для студентов, прежде всего электронные, с возможностью их регулярной актуализации.
Эта задача диктуется быстрым развитием как законодательства, так и практики в сфере финансовых рынков. Массовое сознание не успевает понять и оценить постоянно появляющиеся новые финансовые технологии и финансовые продукты (кстати, это проблема не только России, но и многих развитых стран), поэтому классические бумажные учебники будут устаревать слишком быстро.